Дорогие мои, здравствуйте!
Мы начинаем очень бережно осваиваться дома. На улицу пока нельзя, очень морозно
Под наблюдение нас взяла Областная клиническая больница, доктор Козлова Ольга Анатольевна, врач-трансплантолог. Индийские и московские врачи на круглосуточной связи.
Очень хочу поделиться с вами нашими впечатлениями о поездке за чудесами в Индию:
Первое впечатление о Индии сложилось (как ни странно это прозвучит) после посещения сайта ООО "МедИндия" – «русского направления госпиталя FORTIS (Фортис)», так мы привыкли ее называть . Информация представлена настолько понятно и лаконично, без лозунгов «мы спасем всех», что вопросов практически не осталось. Сомнения, да, были, а как же без них? И я начала «мониторить» Интернет в поисках информации о госпитале Фортис в Ченнае. Прочитала про доктора Балакришнана и поняла, если уж нам суждено пережить пересадку, то сделать ее должны руки этого удивительного Доктора.
К чести Министерства здравоохранения РФ, оно не стало «отрабатывать» оставшихся два госпиталя в Италии и Венгрии, а согласилось «переключиться» на Индию (опять же, экономия бюджета существенная, почти в шесть раз).
После нашумевшей истории с обращением нашего большого Друга, журналиста иркутской газеты «Восточно-Сибирская Правда» Алены Корк к ВВП, мы наконец отправились в Индию за новой жизнью.
Индия встретила оглушительной жарой. Для нас, сибиряков, климат показался убийственным. Первое ощущение, как у полярного медведя, попавшего в русскую баню. В аэропорту нас сразу же «подхватила» Анна и проводила в забронированную с ее же помощью, гостиницу.
Первая мысль: «Господи, как же мы будем здесь 6 месяцев».. Все чужое: язык, культура, пища. Особенно пища.. Если к добрейшим индийцам мы привыкли мгновенно, а языкового барьера не возникало, спасибо круглосуточным переводчикам, предоставленным совершенно бесплатно Компанией МедИндия, то к «траве с огнем» мы так и не привыкли . Спасали отличные магазины в Ченнае, приобрести можно было практически все, к чему привыкли, даже колбасу и сосиски – редкость для вегетарианской Индии.
Нам вообще, очень повезло с координацией нашего пребывания. Визы, планирование маршрута, координация врачебных консультаций, поиск и бронирование гостиниц, переводчики и много-многое другое - это все предоставила МедИндия. Возникала куча мелких неприятностей, которая в чужой стране всегда кажется катастрофой: подключение к местной связи (а в Индии это очень многомудрая процедура, как впрочем, и пополнение баланса), регистрация пребывания в Индии (в связи с длительностью лечения), да даже, сломавшийся ноутбук был проблемой команды МедИндия
. Я часто связывалась с анной Вербиной, директором МедИндии просто за психологической поддержкой. В Фортис считали, что мы - большие друзья Анны Вербиной, настолько доверительными были отношения. Мы не разубеждали, гордились ужасно :-)
А после нашего возвращения в Россией, компания МедИндия организвала для Вики встречу с любимой певицей Нюшей.
Госпиталь.
Утром, на следующий день после прибытия в Индию, мы направились в Госпиталь Фортис, в сопровождении Анны Вербиной. К врачу, точнее, к врачам, мы попали практически мгновенно. Нас госпитализировали (без вагона справок на все оченьстрашныеиопасные инфекции) и в первый же день провели основную часть обследований. Причем, все исследования, в том числе, рентген, УЗИ и кровь, проводились в комнате (палате). Палатой ее называть не хочется, это помещение в 20 квадратов с прихожей, ванной (душевой) комнатой, бытовой техникой, телевизором и двумя кроватями для пациента и сопровождающего. Полное кардиологическое обследование, включая зондирование сердца, заняло три дня, по прошествии которых, Вике откорректировали лечение, исключив препараты которые устарели или к которым развилось привыкание, нас отпустили в отель для ожидания донора. Каждую неделю мы должны были приезжать к врачам на консультации.
В период ожидания, основным Викиным врачом был Доктор Равикумар, кардиотерапевт, владеющий приемами до- и посттрансплантационного наблюдения пациентов. Кроме него, в курсе истории болезни Вики были все врачи Госпиталя. То есть, возможно было приехать в Госпиталь хоть в 4 утра и получить исчерпывающий ответ на все вопросы. Врачи в Индии не придерживаются принципа «госпитализируем и будем разбираться». Все профильные обследования проводятся в момент обращения и, если нет ничего экстренного, назначается повторная консультация через несколько дней. Вообще, врачи в Индии отличаются тщательностью. Диагноз никогда не ставится «на глазок», только после масштабного обследования. Однако, ничего лишнего не назначат, только, строго по делу. Тут над врачами не висит «Дамоклов меч» - стандарты, здесь лечат не болезнь, а пациента, ведь одна и та же болезнь протекает у всех по-разному и в Индии это учитывается.
К слову, Госпиталь занимается не только трансплантациями. Этажом ниже -нейрохирургическое отделение. Кроме того, выполняются операции на сердце. Помню одну из таких, имплантация электрокардиостимулятора ОДНОДНЕВНОМУ малышу, ДМЖП и ОАП - на потоке с блестящими результатами.Откуда информация? Забегая вперед, после трансплантации, каждый день на занятиях с физиотерапевтом, мы встречались с пациентами нашего отделения. Вот они все и рассказывали нашему переводчику.
Период ожидания прошел относительно спокойно. Препараты, назначенные индийскими врачами, действовали отлично и на некоторое время наступило даже улучшение, которое к сожалению, продолжалось недолго, наша болезнь продолжала прогрессировать. Остановить ее могла только скорейшая трансплантация.
И этот день настал.
Рано утром позвонила наш переводчик Анастасия: «срочно в госпиталь, есть сердце». Через 30 минут мы были в госпитале. Никакой нервной обстановки, нас спокойно и внимательно осмотрели, спросили нет ли кашля, не болит ли живот, взяли кровь и попросили подождать – бригада трансплантологов, во главе с доктором Балакришнаном улетела в соседний штат к возможному донору. К трем часам пришла информация, что это наше сердце и операции быть. Вику переодели в стерильный халат, заплели косы и повезли в операционную. Я проводила ее до дверей операционной. Теперь, в руках врачей было два сердца – Викино и мое…Тогда, Вика потрясла нашего переводчика – олимпийское спокойствие, ни тени волнения на лице. А я? А я, все эти три часа, пока длилась операция, нет, не плакала, не кусала губы и не мерила шагами холл. Я доверяла этим рукам, этому госпиталю, я верила им на 200 процентов. Я была уверена, что все получится. И все получилось. Накрыло меня после слов доктора Балакришнана «Вика отлично перенесла операцию. Теперь, все зависит от нее, от того, насколько бережно она будет относиться с своему новому сердцу». Я бросилась обнимать доктора Балакришнана и доктора Суреша Рао, заведующего реанимационным отделением. А они смеялись и говорили, что Вика – молодец. А потом, мне разрешили ее увидеть. Недолго, всего секунд 30, но позволили! Ведь они понимают, насколько маме важно воочию убедиться, что ребенок в надежных условиях. Всю ночь на связи была Анна Вербина, директор компании МедИндия. Она говорила и говорила со мной, о том, что начинается новая жизнь с ежедневными удивительными открытиями, о том, что впереди у Вики большое будующее, что то жизнерадостное рассказывала, "тормошила" меня. Я очень ценю тот наш разговор, он очень помог мне не "перегореть" тогда, ведь после большой победы наступило большое опустошение...
Ежедневно я приходила в реанимацию утром, в обед, вечером. Одевалась как космонавт – халат, бахилы, шапочка, маска и была рядом с Викой. Вечером третьего дня раздался звонок «срочно приезжайте, ребенок плачет и зовет маму». Я приехала и осталась «жить» в боксе реанимации рядом с Викой. Меня кормили и поставили мне дополнительную кровать. Конечно, все эти дни я не снимала халат, маску и шапочку. Но я была рядом! В Госпитале Форстис считают, что ребенок быстрее пойдет на поправку, если рядом будет близкий человек. А детские слезы для них – катастрофа. Они готовы уговаривать ребенка часами, дабы тот позволил «добыть» кровь или измерить пульс, менять 15 раз подушку и (!) прийти повторно позже, если ребенок еще спит.
В боксе реанимации круглосуточный пост – медсестры меняются трижды в сутки. Утром Вику всегда осматривал консилиум из 10-15 врачей. Кроме традиционных обходов, каждый час заглядывал доктор Балакришнан, доктор Суреш Рао и многие другие. Нас не оставляли без внимания ни на минуту, исключение не составляли даже выходные и праздники. Прямо в реанимации физиотерапевт начал учить Вику ходить и дышать, по 4 часа каждый день. А на седьмые сутки она смогла подняться по лестнице, о чем раньше, могла только мечтать. Мы каждый день открывали все новые возможности Викиного организма. Она постоянно его испытывала: вот, она уже бежит по лестнице, вот она пробует прыгать. И нет больше бесконечной слабости и тоски в глазах при взгляде на других детей.
На пятнадцатый день после трансплантации нас выписали. Вика спустилась к выходу из госпиталя сама, гордо проигнорировав лифт. Ух, вот это ощущения! Такие же, как тогда, когда она "пошла" в 12 месяцев
. Мы наконец смогли прогуляться по территории отеля, она сама умывалась и одевалась утром. Да, да, раньше и одеваться ей было тяжело. Она перестала испытывать противное чувство слабости и накатывающую темноту в глазах. Ее губы и щеки были теперь розового, а не баклажанного цвета. Каждые 4 дня мы приезжали в Госпиталь. Наблюдение было тщательнейшее. Малейшее отклонение от нормы немедленно исследовали самым подробным образом. Через несколько дней после выписки, вечером , у Вики появилась головная боль с кратковременной потерей зрения в одном из глаз. Мы немедленно рванули в Госпиталь. В течение нескольких минут собрался целый консилиум специалистов: невролог, нйрохирург, анестезиолог, педиатр, кардиолог, офтальмолог и конечно, доктор Балакришнан. МСКТ, ЭХО-КГ, анализы, офтальмологическое обследование. Сразу подключили к монитору и оставили на сутки наблюдать. Выяснили причину, скорректировали лекарственную терапию и отпустили домой.
Вообще, обратиться с просьбой проконсультировать можно было по любому вопросу, даже, такому: "что то у нее настроение не очень" и получить исчерпывающий, подкрепленный железными аргументами, ответ.
Доктор Балакришнан. Удивительный человек. Когда он отдыхает, для нас осталось загадкой. Ощущение, что он круглосуточно "на посту". В своих пациентов он вкладывает душу, он становится частью их жизни. Позвонить в 4 утра, 8 вечера, 12 ночи? Не вопрос! Обьяснить дотошной маме как действует на организм медикаменты? Самым подробнейшим образом, буквально на пальцах. Его волновало Викино настроение, ее увлечения, ее любимое блюдо. При появлении плескающегося ужаса в моих глазах, он старался приободрить, зарядить оптимизмом и все-все объяснить. "Все хорошо, не волнуйтесь. Почему Вас это беспокоит?" Его очень волновал вопрос врачебного сопровождения Вики в России, он готов быть на связи 24 часа в сутки с российскими врачами. Перед нашим отъездом, доктор Балакришнан каким то чудом, между трансплантациями, нашел время и приехал попрощаться с нами в отель. Доктор такого уровня, профессор (!!) запросто приехал домой к пациенту, чтобы попрощаться. Потрясены до глубины души.. Сейчас, нам ужасно его не хватает. Даже не как доктора, а просто, как родного человека.
Мы скучаем по госпиталю. По обязательным улыбкам и бесконечной терпеливости врачей, по ответственному и "душевному" отношению к пациентам. Мы сотаемся на связи с докторами Фортис - спасибо Компании МедИндия, они продолжают нас "опекать" и в России. Все исследования, проведенные иркутскими и московскими врачами, будут переводиться МедИндией на аншлийский язык и направляться в Индию.
Ни разу, нас не посетило сожаление, о лечении в госпитале Фортис. Напротив, я считаю это главной удачей в жизни.
Мы обязательно вернемся в Страну чудес - Индию, чтобы встретиться с обожаемым доктором Балакришнаном, добрейшим доктором Сурешем Рао, серьезным и дотошным доктором Равикумаром, чтобы увидеть солнечную Индию и "зарядиться" радужной энергией.
Низкий поклон Человеку, подарившему нам свое сердце, мы вспоминаем его каждый день и каждый день его благодарим. Мы мечтаем встретиться с его родителями, принявшими непростое, судьбоносное для нас, решение. Мы будем бережно относиться к их Дару.
Спасибо Индия...!